вторник, 29 июля 2014 г.

Неравные стимулы

В этой статье я отметил, что государство является предметом трагедии общин - так же как открытое пастбище, на которое каждый фермер приводит всё больше коров, до тех пор, пока оно не разрушается.

Как это работает? Каждый из нас платит налоги, формируя такое "пастбище" - госбюджет. И каждый из нас хочет получить из этого бюджета как можно больше. Каждый хочет жить богаче за счет всех остальных.
При этом если предположить, что я получу 1 миллион рублей, для всех остальных членов общества это копейки, поэтому препятствовать этому для них - себе дороже. То есть у меня к этому есть сильный стимул, у них - слабый. Естественно, я приложу кучу усилий, а они - палец о палец не ударят, чтобы мне помешать. И по отдельности так себя ведет каждая группа интересов: фермеры, автопроизводители, профсоюзы, различные ассоциации и т.д.

Так и получается: вместе скидываемся и отрываем себе кусок побольше.
Что мы при этом производим? Да ничего. Главное - иметь больше политической силы. Так же как нужно иметь больше физической силы для обычного грабежа.

И вопрос тут даже не в эффективности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий