воскресенье, 20 июля 2014 г.

Моральная сторона вопроса об МРОТ

В предыдущей статье я затронул минимальный размер оплаты труда и показал, что повышение МРОТ приводит к росту безработицы. Хотелось бы показать, как это работает на примере и что МРОТ означает с моральной точки зрения.
Допустим, я - предприниматель и плачу своим работникам 7,25 долларов в час. Тут выходит закон, устанавливающий МРОТ на уровне 15 долларов и обязывающий меня платить своим работникам не 7,25, а 15 долларов. Мои действия? Я распределяю фонд заработной платы на самых эффективных работников, каждому по 15 долларов, и создаю им все условия для повышения производительности, а остальных работников увольняю. Именно так произойдет в американском городе Сиетле, где работники ресторанов быстрого питания с помощью митингов добились повышения минимальной заработной платы:
http://www.newsru.com/arch/finance/03jun2014/seattle.html

Тут же можно упомянуть каких-нибудь студентов или школьников, например, которые теперь не смогут найти себе работу на выходные, или людей без опыта работы, просто потому что никто не имеет права платить им меньше 15 долларов. А ведь даже если на 5 долларов невозможно жить, это вполне может быть первым шагом в карьере - которого теперь нет. Работая на пять долларов в час можно получить хотя бы некоторый опыт работы, научиться чему-либо и заработать повышение либо попробовать что-то более сложное и лучше оплачиваемое.
Часто при установке МРОТ говорят, что это для уменьшения бедности населения - но ведь самые бедные то как раз безработные.

С эффектами все понятно, что же о морали?

Работники, участвовавшие в митинге заставили своего работодателя удвоить заработную плату - это, по-сути, грабеж. Они добровольно согласились на работу, которую им предложил предприниматель и позже ЗАСТАВИЛИ его платить столько, сколько ОНИ считают нужным. Что он думает по этому поводу им вообще все равно, им просто нужно больше денег. И если рыночная цена их труда(о чем я говорил в прошлой статье) - 7,25 доллара, то дополнительные 7,75 они просто отобрали. Это аморально.

Причем их действия аморальны не только по отношению к работодателю. Так, в моем примере, они лишили работы тех, кого мне пришлось уволить ради того, чтобы повысить ИХ зарплату.

Могла быть и другая ситуация: у меня есть хорошие, компетентные работники, которым я плачу 20 долларов, и плохие, которые обходятся мне в 10 долларов. Плохие недовольны своей зарплатой и обращаются к правительству с просьбой заставить меня платить им 15 долларов. Правительство, конечно же, идет им на встречу, и вот мне нужно разделить фонд з/п так, чтобы у каждого было не меньше 15 долларов. Естественно, приходится уменьшить зарплату компетентным работникам, и теперь я плачу ВСЕМ работникам по 15 долларов. Что произошло? Плохие работники отобрали у хороших 5 долларов.

Таким образом МРОТ отвратителен не только по своим эффектам, но и по моральному содержанию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий