воскресенье, 24 августа 2014 г.

Что "знают" цены, но не знаешь ты

Если ты хочешь сделать что-то хорошее для мира, у профессора Michel Munger есть совет: прислушивайся к системе цен. Он сравнивает цены с джином, который знает всё, что происходит в мире и говорит тебе, какие точно товары и услуги нужны человечеству.
Он рассказывает историю гипотетических фермеров. Один игнорирует систему цен и пытается вырастить то, что он считает более нужным. Потрясённый количеством и сложностью всех данных, необходимых, чтобы выяснить, какая посевная культура больше нужна, он в конце концов проваливается. Другой фермер - корыстный и ищет прибыль. Он даже не понимает, что высокая цена сои отражает повышение спроса для новых соевых продуктов в Азии, - он просто хочет сделать деньги. Но прислушиваясь к системе цен он производит как раз то, в чём мир нуждается больше всего.


Что лучше: знать цену чего-либо, или обладать совершенной информацией, определяющей, сколько оно должно стоить?

Вопрос с подвохом!

Предположим, есть два фермера: Al Trewis и Moe Cashferme. У каждого есть по 500 акров земли, на которой можно выращивать либо кукурузу, либо сою.
Допустим, я спрашиваю, какие у них планы, что они собираются выращивать: сою или кукурузу. Оба отвечают: "Я не знаю".

Теперь предположим, мы взяли у какого-то джина хрустальный шар и теперь знаем всё.
Например, теперь мы знаем, что в Бразилии ужасное лето, с засухой и последующими наводнениями, что погубило 40% соевого урожая.
Шар также говорит нам, что новые способы использования соевого творога поднимают спрос на сою по всей Азии.
Тем временем урожай кукурузы бьёт рекорды по всему миру, и в то же время несколько стран прекратили свои этанольные программы, использующие кукурузу, что ведёт к чрезвычайному избытку кукурузы.

Наш первый фермер, Al, должен решить, что ему выращивать.
Al никогда не хотел чего-либо просто для себя. Всё, о чём он заботится, - это делать то, что лучше для всего общества.
Он делает исследование, пытаясь решить, какая культура будет лучше для общества в целом, но ему очень сложно определить, какая информация наиболее уместна, потому что он не доверяет информации о ценах, а знания, которые ему нужны, слишком распределённые, очень специфичные и ужасно сложные для изучения.
Сейчас Ал знает очень много - но всё ещё недостаточно.
В результате по своим предположениям он сажает кукурузу.
Ал потратил огромное количество времени и ресурсов на своё исследование, вместо того, чтобы фокусироваться на том, в чём он действительно хорош, - на управлении фермой.
В результате он не выращивает много кукурузы и имеет трудности продавая даже то, что производит. Ему приходится продавать за копейки и он заканчивает банкротством.

Давайте посмотрим на опыт Моу.
Так как он беспокоится только о прибыли, он фокусируется на ценах.
В начале февраля цены на кукурузные фьючерсы резко упали, зато соевые фьючерсы показывают, что цены на сою, поставленную в августе, должны быть прекрасными.
Почему это случилось?
Моу понятия не имеет, да это его, собственно, и не беспокоит.
Моу продаёт крупный фьючерсный контракт, чтобы зафиксировать высокую цену и выращивает сою на каждом квадратном дюйме своей земли.
Это корыстная ставка, та, которая сделает Моу много денег.

Вместо того, чтобы пытаться быть экспертом по всем вопросам, которые ему нужно освоить, чтобы иметь совершенную информацию о рынке, он просто направляет время и ресурсы на управление своей фермой.
Единственная другая информация, которую он использовал, - это цены.
Таким образом он произвёл много соевых бобов и сделал хорошо себе.

Кто из двух сделал правильный выбор, что лучше для общества?

Что должен был сказать нам джин с хрустальным шаром?
Джин посмотрел бы на перепроизводство кукурузы и на нехватку сои, которая делает её такой ценной, и сказал бы нам, что то, что нужно людям, - это больше сои!

Но, конечно, джинов нет в реальном мире.
Информация слишком распределённая и слишком сложная, чтобы можно было решить проблему с помощью исследования.
Для этого просто нужно слишком много знать.

К счастью, фермерам не нужен хрустальный шар, потому что цены делают как раз то, что мы бы хотели от джина.
Фермерам не нужно знать, почему цена высокая или низкая, и, на самом деле, ни один отдельный человек никаким образом не может объяснить это полностью.
Но выращивая ту культуру, которая приносит больше прибыли, фермеры могут производить культуру, которая решает дефицит, удовлетворяет спрос и требования для инноваций.

Невозможно получить совершенную информацию обо всём рынке, который всё время меняется.
Цены - это способ конденсации всей информации в один, легко воспринимаемый сигнал.
Почти как... магия!

Комментариев нет:

Отправить комментарий